«ПОРТРЕТ ВОЛГИ» — так в середине XIX-го века назвали свой беспрецедентный в истории живописи труд петербургские художники братья Григорий и Никанор Чернецовы.
Художники проплыли от Рыбинска до Астрахани «для срисования с натуры замечательных мест по обоим берегам Волги в панорамном виде». В Рыбинске переделали барку «Тихвинка» в «Плавательный дом» с каютой-мастерской, и 22 мая 1838 г. началось полугодовое плавание. За шесть месяцев живописцы подробно зарисовали виды обоих берегов Волги, сделав 1982 рисунка, 80 этюдов маслом и множество планов и набросков всевозможных достопримечательностей — от старинных церквей до костюмов и судов. По материалам экспедиции художники составили путевые записки и альбом рисунков. После этого они приступили к работе, занявшей тринадцать лет кропотливого труда. За это время они написали холст длиной семьсот(!) метров и высотой 2,5 м. Эта титаническая работа предстала перед петербуржцами в 1851 г. под названием «Портрет Волги». За окном «плавательного дома» Чернецовы закрепили два вертикальных цилиндра, на которые был намотан семисотметровый холст. При перематывании холста в окне перед взорами зрителей «проплывали» волжские берега, а лёгкое покачивание «плавательного дома» и плеск невской воды создавали полную иллюзию движения по великой русской реке Волге.
Увы, это грандиозное произведение не сохранилось, но оно вошло в историю искусства как самая большая картина, написанная на холсте.
Иван ТИМОФЕИЧЕВ, инженер
«Техника-молодежи». Клуб «ТМ». Неизвестное об известном